Фавреард
Королевство Фавреард полнится слухами о ведьмах и колдунах, которые живут вдали от цивилизации и обыкновенно являются причинами всех бед. Иногда случается, что незамужнюю и бездетную взрослую женщину обвинят в колдовстве, когда не удается урожай, дохнет скот или пропадает ребенок. Так называемую "ведьму" судят на месте - вердикт выносит градоначальник или деревенский староста, иногда - сами феодалы. Подсудимую обычно топят в реке или насильно отправляют в монастырь - в зависимости от тяжести её злодеяния.
Ходят крестьяне и к знахаркам, чтобы те вылечили от простуды или кошмарных снов, чтобы провели колдовской обряд для богатого урожая, приняли роды или проводили в мир иной покойника. Хотя знахари выполняют роль деревенских медиков и мудрецов и пользуются уважением среди своих соседей, считается, что их знания сродни колдовству. Крестьяне имеют привычку защищать знахарей от местных властей, и единственное, что удерживает их от суда - это хорошая репутация и отсутствие какой бы то ни было альтернативы их услугам.
Необразованный простой люд склонен к суевериям. На местах кровавых битв крестьяне сочиняют истории о призраках, разграбленные могилы принимают за нашествия вампиров, вместо волков в лесу воображают оборотней и боятся ведьм до дрожи в коленках. Правда ли хоть что-то из этих россказней? Кто знает. От крестьян можно услышать много интересного: покойные стучатся по ночам в дверь своим родным, под взглядом дурного глаза у коров вместо молока бежит кровь, дети таинственно исчезают в тот день, когда другие малыши чудом исцеляются от чахотки...
Говорят, существуют рыцарские инквизиторские ордены, которые занимаются истреблением колдунов и ведьм. Религиозные фанатики, увлеченные трактовкой Слова Триединого, странствующие и едва ли не нищие - не нашлось еще феодала, который бы отдал им землю и взял под свое покровительство.
Транхольм
В какую деревню бы вы не пришли, вы найдете где-то неподалеку вёльв. Незамужние женщины, ведущие отшельнический образ жизни, селятся недалеко от деревень и городов и практикуют магию сейд - как правило, под этим понимаются грибы. Вёльв также называют провидицами. Вёльва, погружаясь в транс под воздействием грибов, толкует будущее и настоящее, помогает интерпретировать те или иные события и прорицает.
Пророчества занимают особое место в культуре северян и тесно переплетаются с их мифологией. Пророчество - это не пустословное гадание и не слова какой-то женщины, объевшейся грибов, а непреложная истина. Пророчество просто не может оказаться неверным, потому что полотно судьбы заранее соткано для каждого и его узор неизменен. По этой причине северяне редко обращаются к вёльвам именно за прорицанием - чаще для того, чтобы растолковать текущие события, получить совет или попросту вылечить болячку. Вёльва также может напоить грибным отваром вопрошающего, чтобы он сам отправился в транс и нашел ответы на свои вопросы.
Что до легенд, то все они также берут свои корни в северной вере. Губительные морозы обязательно насылают именно йотуны, пожар - знамение от огненного великана Сурта, кошмарные сны, вредные мысли и всевозможные бытовые беды - проделки Локи, смертельные течения у опасных фьордов - ловушка морского бога Ньёрда. На севере боги присутствуют повсюду, куда ни глянь, и осколки девяти миров можно найти на каждом углу. Талантливый кузнец, кующий славные мечи - потомок двергов из Свартальфхайма, не иначе! И, конечно, судьбоносные нити норн пронизывают всё вокруг...
Родновия
Вот уж где колдуют на каждом шагу! Для родновцев магия и природа - есть одно и то же. Чужеземцу в местной деревне будет странно - люди вешают подковы над входными дверями, посыпают голову землей и боятся секретничать у открытого огня - огонь все слышит. Беременных женщин уводят рожать в поле или в лес, чтобы не открыть врата между миром живых и мертвых в стенах родного дома, а уж чтобы перечислить все отвары и зелья, которые варят здесь на любой случай, и жизни не хватит.
С трепетом относятся здесь к старикам и старухам преклонных лет, и калекам - в особенности, к слепым. Считается, что незрячие видят внутренним глазом, и не только быт вокруг себя, но и прошлое, и будущее, и истину всех вещей. Предзнаменования видят здесь повсюду - в рисунке неба на рассвете, в нежданных гостях в судьбоносный час, в шуме моря и свисте ветра, в местах, куда бьет перунова молния.
Одно только стоит особняком - колдовство. В Родновии не любят черноглазых людей, в особенности - женщин. Именно черные, пронзительные глаза называют здесь дурными, а уж если вокруг "дурного глаза" творятся неприятности и множится горе, то и думать не нужно лишний раз - ведьма. С ведьмами здесь все просто - их гонят со своих земель, вынуждая селиться отшельницами. Потом пугают детей рассказами о старухах, живущих в поганом еловом лесу, которые свыше любых блинов с пирогами любят есть маленьких розовых непослушных детишек, а после смерти становятся кикиморами и пробираются в избы к тем, кто за чистотой и порядком не следит - и награждают нерях дурным глазом.
Урарту
В горных деревнях чего только не услышишь. После заката солнца в горах есть правило - ни в коем случае не откликаться ни на чей зов. Даже если кажется, что зовет тебя любимый человек или родная мать - проверь несколько раз, дома ли они, и окажется, что они спят носом к стенке. Кто тогда за дверью? А этого знать тебе не надо. Дверь веником подопри и тоже спать ложись, а то к исходу ночи с ума сойдешь от неистового зова. А то и в дверь долбиться начнут.
Близ Урука, говорят, испокон веков живет ясновидящая. Десять веков назад жила, и сейчас живет - её далекая внучка. Говорят, дар ясновидения передается в том роду по наследству, иные спорят, что все это одна и та же колдунья, что каждые тридцать лет порождает новую дочь и прыгает в неё, молодую, как только задряхлеет и состарится. Все знает - не успеешь порог ее дома переступить, а ей уже все о тебе и известно. Говорят, ходят к ней за советом, за предсказаниями, и каждый день выдает она кристальные истины - где тебе скот пасти, как урожай в том году сберечь, куда деньги свои деть, как здоровье сохранить. Да только все это ерунда - ей ведомы судьбы королей, целых стран и материков, а нужные уши все никак ее не услышат. Твердит она об идолах пустотелых, крови отравленной и о коронах, под которыми вьются древние кровавые змеи, да только никто не понимает, о чем она толкует.